Наглядная демонстрация того, что симптомы заболевания и показания к операции не всегда зависят от размеров опухоли.
Данный пример наглядно демонстрирует что, проявления опухолей головного мозга во многом зависят не от размеров и «доброкачественности», а от их расположения. В первом случае ко мне обратился пациент 58 лет с единственной жалобой на "забывчивость". Возможно, пациент бы не стал обращаться к нейрохирургу, если бы не настойчивость родственников, обративших внимание на то, как существенно изменился характер и поведение пациента. Раздражительность, снижение критики, неадекватные поступки, послужили поводом для обследования. По результатам МРТ исследования была выявлена гигантская опухоль – большая двухсторонняя парасагиттальная менингиома передней трети фалькса, больше слева. Именно данное образование и явилось причиной вышеуказанных жалоб. Пациенту выполнено оперативное вмешательство, направленное на удаление опухоли головного мозга. Гистологическое исследование подтвердило предположительный диагноз – менингиома. После того, как пациент «пришел в себя», он смог вспомнить, что еще за восемь лет до операции, у него была выявлена небольшая менингиома указанной локализации, однако пациент отказался от лечения и не наблюдался у нейрохирурга. По данным контрольного МРТ исследования, выполненного спустя два года после операции, признаков рецидива опухоли не выявлено.
Во втором случае, пациент 40 лет, на фоне полного здоровья, решил обследоваться "на всякий случай" и по собственной инициативе выполнил МРТ исследование. По его результатам была выявлена небольшая менингиома пинеальной области без признаков объемного воздействия и нарушения оттока ликвора. Учитывая отсутствие клинических проявлений заболевания, пациент воздержался от операции. Однако, уже через три месяца, пациент отметил появление эпизодов упорной головной боли с тошнотой и рвотой на высоте приступа, ухудшение зрения. По очередном МРТ исследовании, подтверждено незначительное увеличение размеров опухоли, которое привело к нарушению ликвороциркуляции и возникновению окклюзионных приступов. Это послужило поводом для госпитализации и выполнения оперативного вмешательства. Пациент был выписан из стационара в удовлетворительном состоянии с полным регрессом имеющихся жалоб. По данным контрольного МРТ исследования с контрастным усилением, признаков рецидива заболевания не выявлено.
На предоставленных ниже МРТ снимках, наглядно внушительные размеры образования пациента (снимки пациента А) с «ухудшением памяти» и, казалось бы, несущественные размеры менингиомы пинеальной области (снимки пациента Б) у пациента с выраженными и стремительно появившимися симптомами заболевания.